watchers_eye


Записки перебежчика

Свои среди своих


Previous Entry Share Next Entry
О настоящем и возможном будущем турниров юных физиков.
watchers_eye

Так получилось, что я в довольно короткие сроки успел побывать и игроком, и тренером команды, и судьей на обозначенных выше турнирах. Принимаю участие я в ТЮФах так или иначе уже пятый год, и очень люблю этот вид научно-игровой деятельности. В отличии от предметных олимпиад, где все задачи являются сферичискими конями в вакууме и МАНов, где сама форма проведения не позволяет аудитории глубоко вникнуть в суть работы, турниры покоряют реалистичностью, нестандартностью задач и динамикой происходящего. Все условия так или иначе, но напрямую связаны с окружающим нас миром, хорошим тоном являются задачи по ежедневно наблюдаемым эффектам. Постановка вопроса всегда допускает, да и предполагает творчество и необходимость экспериментов в ходе проведения работ. Каждая задача позволяет узнать массу нового как во время подготовки к ней, так и во время боя.


И прежде, чем высказывать набранную ”статистику” и собственные мысли по поводу дальнейшего развития движения, хочу заметить: я сам считаю основной задачей турнира именно обучение: изучение принципиально новых для школьников явлений, законов, подходов, аппаратов, используемых в современной физике. Навык доклада научной работы, презентационные и дискуссионные навыки, постановка речи и дикции. Учиться слышать друг друга, и трезво оценивать работу других. Функцию определения сильнейшего я ставлю в данном случае на второй план, так как для этого есть предметные олимпиады*(и личные первенства на всеукраинских турнирах).

Основные наблюдения по поводу задач: задачи из года в год остаются достаточно интересными, хотя в чём-то уже начинают повторяться. Не буду указывать на конкретику, но при желании каждый может убедиться и сам: некоторые задачи первых лет успешно играются сейчас, когда все предыдущие докладчики уже не в игре). Практика такова, что в украинском ТЮФ задачи всеукраинского уровня берутся наполовину из задач международных, наполовину придумываются оргкомитетом и ветеранами турниров. Практика довольно интересная, в итоге задачи получаются разнообразными, но в то же время очевидно – на местные задачи обязательно необходим редактор, который бы следил за хоть какой-то точностью формулировок и соответствия условий тематике ТЮФа. *(все помнят абсолютно шероховатую поверхность, да? )

Основные наблюдения по поводу организации: самая тяжелая работа. Мне сложно себе представить, сколько и с кем нужно договариваться, чтобы мы могли вот так спокойно приехать, есть, спать, играть, и не думать о бытовых мелочах. Огромное спасибо тем людям, которые каждый год в этом участвуют, выходит всё вполне на уровне. Нам, по сути, не многое надо: место для сна, еда, транспорт до места проведения. Но организаторы каждый раз дают приятные дополнения в виде экскурсий (а иногда даже в лаборатории и институты, что замечательно для школьников), развлекательной программы, организации техники на местах проведения боёв.

Основные наблюдения по поводу судейства: Весьма щекотливая тема, да?) Судейство на турнирах всегда было, есть, и будет субъективным. Каждый судья предъявляет свои критерии к каждой задаче и к каждому докладу. Я считаю, есть несколько серьёзных моментов в вопросе судейства. Первое: компетентность судей. Кем бы человек ни был, но я считаю, что если он не занимался задачами турнира хоть некоторое продолжительное время, то судить он морального права не имеет. Есть, конечно, титаны мысли, которые могут с первого же взгляда прочувствовать все подводные камни и интересные моменты, но их не много. Судьи обязаны помнить, что они несут двойную ответственность за свои слова и действия: они стоят перед риском не просто неправильно оценить команду, но может быть и подать им неправильные мысли, понимание законов физики. Так же судья обязательно должен представлять себе формат проведения турниров, и то, кто готовится к ним. Нельзя требовать от школьников эксперимента в области космической техники, или серьёзной теории по квантовой механики. Судья должен быть компетентным.

Второе: недопустимо наличие судей из одного города с играющими командами. Ведь как бы там ни было, все люди, и возможны перекосы: и в большую и в меньшую стороны. Есть ещё один момент: нельзя садить судей-тренеров,*(или почти тренеров) к главным конкурентам их команд – тоже нехорошо выходит. Однако, и командам нужно понимать, что очень тяжело раскидать судей таким образом, чтобы удовлетворить эти условия, да и чтобы один и тот же судья не “шел за командой” весь турнир. Эти вопросы, вроде бы, на каждом турнире решаются, и всё равно всплывают потом в итоге. И ведь, опять таки, в отличие от предметных олимпиад, апелляции по своей сути абсолютно бесполезны в турнирах. Это настолько динамическое действие, что переигрывать что-то, или править оценки после боёв просто невозможно. Поэтому любая ошибка остаётся до конца турнира.

Третье: судьи должны, нет, обязаны! быть доброжелательными к детям, которые выступают перед ними. Нужно обязательно помнить, что это дети, что они волнуются, и что ракеты они строить в ближайшие 10 лет не будут. Когда встаёт авторитетного вида профессор, и начинает раздраженным тоном что-то выяснять у игрока, поверьте, это очень сбивает человека. Мы же не пытать их приехали, а помогать им учиться! Недопустимо так же выпытывание, попытки сбить игроков с толку. Вопросы от судей по регламенту должны носить уточняющий характер, и за этим нужно очень строго следить ведущему. Так же, обязательно после оглашения оценок, крайние должны быть прокомментированы. Сейчас это делается по желанию, но я считаю, это необходимо ввести в правило. Каждый судья несёт ответственность за то, что он ставит, и должен показать команде, в чём они ошиблись – иначе как им развиваться дальше?

И да, четвертое: было бы очень неплохо сделать что-то вроде представления “авторских” решений. Я понимаю, что это сложно и не всегда возможно, но мне кажется, это было бы здорово. Когда люди смотрят, что они сделали правильно, а что нет, а до чего может только они и додумались – это оказывает положительное влияние на них. Да, есть в последних боях возможность комментирования у судей, но разве за 10 минут всю задачу на словах расскажешь?)

Основные наблюдения по поводу докладов: самый тяжёлый пункт. Моё личное мнение таково: уровень докладов неумолимо падает, со скоростью порядка 1/sqrt(n), где n – порядковый номер турнира. Наблюдая по 3-4 раза одни и те же задачи, я уже хотел повесить командам в комнаты табличку:”Нет, несколько картинок, видео демонстрация и бесполезный слайд с историей НЕ ЯВЛЯЮТСЯ докладом на турнире. Я серьёзно.”

 Сравнивая то, что я вижу сейчас с тем, что я видел когда играл сам, я выделяю несколько причин для таких показателей:
1) Причина скорее положительного характера, это расширение географии турниров. Конечно, очень хорошо, когда новые команды в первый раз приезжают играть, и все очень им рады. И понятно, что нельзя сразу приехать, ни разу не играв, и быть на крайне высоком уровне – просто в силу специфики происходящего. Но и просто так ездить нету смысла, правда же?

2) Финансово-мотивировочные причины. Да, выбить деньги на поездку из гос.администрации – это серьёзная проблема, я понимаю. А не у каждого учебного заведения есть свои фонды достаточных размеров. Мотивировка тоже тяжёлый вопрос. Ведь подготовка к турниру отнимает огромное количество времени, и многие делают шаг в пользу предметных олимпиад в выпускных классах, ведь они дают бонусы при поступлении.

3) Небольшое количество серьёзных школ подготовки к турнирам, их закрытость. Буду честен, есть очень немного городов(а точнее, учебных заведений), в которых представляют как надо готовить детей к турнирам. Сейчас это: Харьков, Киев, Одесса, Луганск, Днепропетровск. *Порядок следования приблизительно отражает положение дел в этом плане.* И в то время, как общая география турниров растёт, сильнейшие команды продолжают концентрироваться именно в этих городах, *а точнее, в отдельных школах и лицеях*. Учитывая то, что турниры – это всё же игра, стоить понимать: когда в игре появляются явные, устойчивые фавориты на протяжении длительного времени, интерес к игре угасает.

Поэтому очень важно развивать школы подготовки к турнирам во всех городах страны, где ими занимаются. Как это делать? Я считаю, надо перенимать опыт российских коллег. В процессе подготовки к предыдущему турниру, я обнаружил занятные группы (в частности, Новосибирскую), в которых узнал о проведении конференций, съездов, открытых лекций, посвящённых задачам турниров, методике работы над ними, физике повседневных процессов. Ведь и правда, нам всем есть чему поучиться! Конечно, я не говорю о полном представлении чьих-то докладов, о плагиате результатов и прочем подобном. Но выделение основных эффектов, наводящих вопросов, демонстрации работающих моделей – всё это подогревает интерес, наставляет на правильный путь, и учит нас, как надо. На международных турнирах, кстати, сейчас  практикуется составления небольших вспомогательных документов к задачам, которые помогают выделить главное, и искать в нужном направлении. Это очень хорошая практика, я считаю, и она необходима нам сейчас как никогда. Без обмена опытом, я считаю, движение зачахнет. Это необходимо, и чем скорее и больше, тем лучше.

Отдельным пунктом замечу необходимость правильной постановки процесса подготовки к турниру. К сожалению, сейчас это в большинстве своём является внеклассной работой. Это не очень хорошо, объясню почему: когда у моих учеников уже было 4-5 лент(1час 20 минут), они знают, что им на завтра делать ещё кучу домашних заданий, то продуктивность их работы довольно низкая. У кого-то бывает на это время пересдача, у кого-то просто не выходит, и тут ничего им не скажешь – сам учился, знаю что тяжело и что есть очень много вопросов, которые нужно решать. Я не чувствую себя вправе требовать от них строгого выполнения каких-то заданий, достижения опорных точек – я их жалею. Тут необходим кардинально другой подход – выделение подготовки на так называемые спецкурсы, штатные ленты(уроки), которые бы стояли в расписании, и которые бы были равноправны к остальным урокам.

Основные наблюдения по поводу позитивных веяний: Есть вещи, которых как бы нету в регламенте, и которые неочевидны при участии, но очень положительно влияют на турниры в целом:

  1. Наличие юниорской лиги ТЮФ. Это, наверное, главное достижение Украины в турнирном движении. Разделение участников по возрастам практикуется во всех игровых и соревновательных видах деятельности, и теперь турниры не исключение. Луганский ТЮФ – отличная позиция для старта, тренировка перед всеукраинским турниром.
  2. Перейдем и ко всеукраинским турнирам. Первое, что хочу в них отметить: хорошо, когда огранизаторы сотрудничают с университетами по месту проведения. Эта совместная их работа дарит нам всем интересные экспериментальны туры в финалах турниров – по-моему, самая показательная часть, исключая сами доклады, конечно.
  3. Общие доклады вне игры. Возможность доложить то, что было сделано, но не сыгралось – отличная идея и очень нужная моральная подпитка для команд. Можно спокойно, не волнуясь, посмотреть и высказаться по задачам – оценки больше номинальные. *насколько я понимаю, инициатива Кельника, за что ему спасибо*.
  4. Личная олимпиада турнира. Тоже хорошая практика, каждый может показать, что он вынес из своих и чужих докладов, да и просто повысить ЧСВ.
  5. Сбор и рассылка фотографий, сделанных на турнире. Да, это действительно круто, когда через пару месяцев, когда эмоции уже утихли, ты получаешь заветный конвертик с диском, и можешь пережить всё заново. Так же, иногда встречаются ну ОЧЕНЬ любопытные кадры  ;)
  6. В целом, команды сами по себе дружелюбны друг к другу. И это хорошо и правильно, когда они общаются между собой, играют и делают что-то вместе. Социальная часть тоже не на последнем плане в этой жизни.

Я бы очень хотел видеть развитие турнира в нашей стране, и готов ему способствовать по этим, или другим пунктам. А вы?)


PS

Всем, кто дочитал эту кучу текста, предлагаю высказываться в комментариях, дискуссии приветствуются.


  • 1
насчёт судейства желал бы я поговорить...)
может стоит среди руководителей и судей проводить собеседование по поводу задач, ибо как было замечено далеко не все судьи разбираются в задачах.Если это будет делать орг комитет, то это либо + 1 день к турниру(что не есть хорошо),либо чтение кучи электронных писем(что многим лучше, но всё-равно не айс).А ещё сделать чёрный список людей которых нельзя помещать в жюри и ведущим на протяжении определённого срока(пусть решает орг. комитет или гл. судья). Вот что я думаю по поводу судейства...

Уф, сколько бкув! Аж ностальгично стало, СТФ, всё-таки, уступает ТЮФу как в организаторских моментах, так и в общей атмосфере. У ТЮФа она непревзойдённая.

По поводу точности формулировок, всякие подобные казусы уже стали визитной карточкой любого события нашей страны, по-этому я за то, что если и вводить редакторскую комиссию, то пусть она следи, чтоб хотя бы одна задача имела ляп формулировки))

Судейство... Будучи на самых различных студенческих турнирах и олимпиадах, возьмусь сказать, что в ТЮФе судейство высокого уровня {это утверждение носит пессимистический характер}. Всё, что ты говоришь по поводу судейства - дело правильное. Единственное, что я добавлю, что очевидно, что сделать так, абы ни один судья не ходил по пятам ни одной команды, невозможно в силу того, что исходя из условий есть добрый набор судей, забаненных для данной команды. А для боя набор забаненных может достичь половины. Вопрос следования тут отходит на второй план.

Добавлю по поводу оценивания. Всё-таки, я считаю, что такие оценки, как 3, 4, 5, должны использоваться (ладно там, 1 и 2 держать, чтобы не обидеть, но не более), ведь для чего-то их сделали. А то вместо 10-тибальной шкалы мы получаем 5-тибальную, а её не всегда хватает. Ну, или если не хотите делать обидно увеличьте шкалу до 20-тибальной и ставте оценки только выше 10-ти)) Кроме того, есть ещё момент, сильно проявившийся на СТФе - для каждой задачи диапазон средних оценок участников дискуссии не превышал 2-х баллов. То есть, или все завалили, или все молодцы. В ТЮФе такое явление слабее, но тоже порой просматривается. А нехорошо это, по моему мнению.

Ну, и много приятных мелочей, о которых ты упомянул, как же без них. И как же без непревзойдённого сборника цитат на каждом таком турнире! )

Да и ещё добавлю, что есть ещё ТЮМ, который не хуже ТЮФа будет. Разве команды послабее, ведь много сильных математиков настолько круты, что не могут понять, как можно с нерешённой задачей выигрывать бой) А так тоже круто)

  • 1
?

Log in